Рассказ Александра Михеева, жителя посёлка Новый Бор, что на Печоре, о походах, связанных с исследованием рек в пределах досягаемости  доступных транспортных средств, в том числе и самодельных.

 

Карта окрестностей Нового Бора

 

Я был на Суле 3 года назад (2008 год) в конце июня, вода на удивление пустила почти до Щучьей под мотором казанку-6, на двух лодках, 6 человек, потом на бичеве тащили ещё сколько-то, прошли все камни, хотели пробраться до Падуна, но настрой кончился, позже узнал что оставалось немного, км 15.

Про меня можно посмотреть на одноклассниках, Новый Бор, Михеев Александр, Михеевых много, в Новом Бору я один. Занимаюсь немного охотой, рыбалкой, путешествиями., техникой (самоделками).

Летом в том году с племянником поднимались по реке Шапкина до устья Янгыты и пешком дошли до её верховьев, вперед шли поймой, тяжело, завалы, ручьи, обратно пошли кромкой болота, кромкой сосняка. Пробежали и не заметили 25 км, настолько чисто и ровно. Очень понравился маршрут. Первоначально хотели подняться по Суле, но подвел водомёт (самоделка), полетел движок, ну и рванули на Шапкину.

 

16-23 июня 2011 г. На лето планировался поход на моторной лодке по маршруту Новый-Бор--Харьяга--Гусенцы--Коткино--река Щучья и до водопада Падун. Моторная лодка казанка переделана для езды по мелям, встроен конус или сфера по другому, длина конуса 1800 мм, ширина 400 мм, высота у транца 250 мм. Подмоторная плита, т.е корма соответственно поднята на 250 мм, нижняя линия дна лодки совпадает с нижней кромкой лопасти, т.е. винт не выступает ниже днища, немного выступает перо подводки.

Мотор TOHATSU-25. двухтактный обеспечивал скорость 34 км/час при полной загрузке, что позволило от от Нового Бора до Харьяги добраться за час .В Харьяге нас уже ждал УАЗ – буханка. Загрузив лодку прямо в салон и сложив туда же вещи, тронулись в сторону реки Сула,в  местечко Гусенцы.

Во время войны в Гусенцах был посёлок, где проживали и работали репрессированные люди различных национальностей и профессий. Выращивали скот, заготавливали сено. Всё работало на обеспечение молочными продуктами и овощами строительство шахт в Воркуте, даже был план на выращивание табака и это в Заполярье!  

От Гусенцов до села Коткино добрались за 2 часа. Воды в Суле было много, так как уровень воды поддерживала Печора. Без остановок поднялись до избы на левом берегу Сулы (от Коткино выше 10км) и остановились на ночлег. По записям, оставленых на стенах, потолке избы, стало понятно, что туристов здесь бывало много!

С утра, сделав остановку на другом берегу реки и оставив запас бензина на обратный путь,  продолжили поездку, но после устья реки Большая Пула начались мели по всей ширине реки.

Вода падала каждый день помногу, зацепив песок днищем, лодка теряла скорость и слетала с плиссировки, набрать скорость на мели невозможно. Обсудив сложившуюся ситуацию и проанализировав остальной маршрут, решили повернуть назад. Весна и последующее время было без дождей, снега зимой было очень мало, так что на моторе в этот сезон мы опоздали подниматься в верховья.

В 2008 году на двух казанках 6 нам удалось подняться практически до Щучьей, только один перекат проводили лодки на верёвке.

Был у нас и запасной вариант похода. От  Нового Бора на мотобуксировщике добраться до реки Тобыш, по Тобышу на лодке спуститься 60-70 км, перевалить на реку Большая Пула и пройти кругосветку по Суле до Гусенцов. Далее Харьяга, Печора до Нового Бора.                                                                                

Сразу оговорюсь, что второй вариант  не  был  проработан серьёзно, основной упор был всё же на лодке до Щучьей.

Вернувшись в Новый Бор, по-быстрому доделав буксировщик, двинули в наземный поход в сторону реки Тобыша.
Перед поездкой думали какую лодку взять, в идеале лучше подходит лёгкий катамаран, но его нет, дюралевую лодку-малютку тащить 10 км на руках тоже не вариант, резинку двухместную - мало места.

В итоге решили в кругосветку не идти, а сделать разведочный маршрут до Тобыша. В эту зиму геологи проложили профиль от Нового Бора на верховья реки Тобыш. На следующий день после возвращения с Харьяги, занялся доделкой мотобуксировщика (букс).

Мотособака была изготовлена зимой (http://www.snowmobile.ru/forum/viewtopic.php?f=81&t=40305), с двигателем - половинка от снегохода Буран, но в связи с тем, что не был сбалансирован по весу коленвал, была сильная вибрация, решил не терять время на доводку двигателя и заказал субаровский двигатель на 9 л.с. Так вот, по-быстрому поставил движок, всё загрузили в УАЗ и поехали по лесной дороге до болота - 4км. Добравшись до места, уложили вещи в сани, зацепили ещё пару саней к буксу и тронулись, по дороге и багульнику двигались легко, но как только выехали на мох, караван встал, сани залипли и буксировщик стал буксовать, пришлось возвращаться домой за вторым буксом, арендовали у товарища.
На двух буксах (08, 09) тронулись в путь. В пути пришлось повозиться с техникой, ведь мы поехали, даже не обкатав, буксировщик, просто не было на это время. Пришлось менять у вариатора груза, поставить более тяжёлые. После замены грузиков букс побежал веселее.  Сначала ехали 2 км вдоль зимника по бору,  после, преодолев ручей, выехали на болото.  Проехали 5 км, остановились на ночлег в охотничьей избе, время было уже за полночь. На следующий день выспавшись, продолжили путешествие, до профиля предстояло пройти 4 км по болоту, пролетели не заметили, вышли на профиль. Дорога шла по заболоченному ельнику, скорость передвижения снизилась. Температура воздуха была под 30 градусов, гнус не давал расслабляться. Проехали ельник, вышли на болото, топкое, но проходимое длиной около километра.

 В итоге от избы до первой реки- Худая Мыла прошли 8км. Профиль пересекал реку 3 раза на протяжении пятиста метров, нашли объезд  двух переходов и сделав мостик перешли реку. У реки была изба, решили встать на ночлег. Племянник Александр наловил хариусов на уху, экземпляры были небольшие под 300 гр.

С утра, перекусив, двинули дальше, пересекли пару ручьёв, и дорога пошла в гору, с небольшими спусками, Довольно быстро добрались до реки Мыльская Росоха. Тут пришлось поработать топором, заросли кустарника были совсем непроходимыми.

Профиль проходил вдоль реки, а это верховье реки заросшее калтусом (густо растущяя, о-очень извилистая ива). Трактора проходили зимой, и кусты поднялись обратно, прорубив метров 30,  сделали очередной мостик и перегнали буксировщик на другой берег. На всё ушло много времени, решили встать на ночлег.

В 12 часов ночи дико залаял пёс, мы с ружьём выскочили из палатки, пес облаивал ближайшие заросли ивняка, увидев нас, пробежал по кустам и успокоился, видать зверь подходил.

С утра двинули дальше, меняясь по очереди на буксе. Один из буксов оставили у Худой Мылы, на месте предыдущей ночёвки. Дорога была вполне проходима как  для мотобуксировщика, так и для вездехода с шинами низкого давления, кое где правда оставался частокол от берёзок, наверно бригада которая рубила профиль была с похмелья.
прибыли к верховью реки Тупица. 

Дорога пересекала реку у впадающего в Тупицу ручья, метров 250 были кочки, между ними вода, кочки были срезаны бульдозером. К реке спустились уже пешком, до Тобыша оставалось 2 км.

Не знаю что на нас повлияло, наверно дикая жара, гнус и усталость, но мы не пошли на Тобыш, а стали спускаться по Тупице, замечать как ручей становится полноводнее, образуются небольшие омута, ловили рыбу и утоляли жажду чудесной водой, насколько же она вкусная, вода, протекая сквозь камни насыщается и приобретает уникальный вкус. 

Ночевать остановились на красивом месте, где два ручья стекались в одно место, на этом месте в начале 80-х годов находился временный  лагерь геологов.

Прогулявшись вниз по течению около 12 км, повернули обратно к технике.
Обратная дорога у нас заняла ночь и день, к ночи были уже дома.

Итог путешествия, идти в жару легче ночью, буксировщик легко тащит около 100 кг+ водителя. До Тобыша не дошли, а надо было дойти, в принципе 2 км ничего не решало. Маршрут проходим и для пешего туризма (30км), хотя в эту же точку можно дойти и водой на байдарках по реке Большая Мыльская – река Тупица, но это около 120 км от Нового Бора. Туристы проходили неоднократно на байдарках по маршруту от Нового Бора по реке Большая Мыльская - Тупица ( 10 км по земле до р. Большая  Мыла и по воде 80 км до р.Тупицы)  , волок  Тупица-Тобыш ( 2 км), сплав по Тобышу около 300 км до реки Цильма, по реке Цильма сплав до реки Печора до села Усть-Цильма.

 

Другие фотографии из походов (15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37).

 

Благодарю за внимание.

Александр Михеев.

 

 

Hosted by uCoz